С 21 июля компании и предприниматели на ЕНВД вправе вместо кассовых чеков по требованию покупателей выдавать иные документы, подтверждающие прием наличных. При этом чиновники утверждают: мало просто перестать применять ККТ. Если продавец решил отказаться от применения кассы, необходимо снять ее с учета (см. также «УНП» № 27, 2009, «Компании на «вмененке» освободили от кассовых аппаратов»). Для этого в инспекцию потребуется направить заявление (см. пример внизу).
Составить его можно в произвольной форме, взяв за основу форму о регистрации ККТ (утв. приказом ФНС России от 09.04.08 № ММ-3-2/152@). В заявлении нужно привести данные о кассе и причину снятия ее с учета. А к нему приложить оригинал паспорта ККТ и карточку регистрации (п. 16 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470).
Сроки снятия ККТ с учета в данной ситуации нигде не установлены. По возможности стоит направить заявление сразу, как только компания примет решение, что будет вести наличные расчеты не через ККТ. Дело в том, что многие чиновники уверены: именно снятие кассы с учета означает в глазах инспекторов, что продавец выбрал другой вариант расчета с покупателями. То есть выдачу вместо чеков иных подтверждающих оплату документов. А если ККТ с учета не сняли, значит, «официально» расчеты ведутся через кассовую технику и инспекторы вправе проверить соблюдение порядка ее использования. Из закона все это не следует. Но безопаснее подстраховаться, чем потом судиться из-за штрафа.
Возможно, компания решит временно отказаться от ККТ, чтобы испробовать новый порядок, и только после этого окончательно определится, что проще и быстрее. В таком случае снимать ККТ с учета не обязательно. А чтобы избежать лишних претензий налоговиков, стоит предварительно уведомить их о временном выводе кассового аппарата из эксплуатации.
ООО «Компания», ИНН 5010025478, КПП 501001001
Руководителю ИФНС России по г. Ногинску Московской области Орлову Олегу Петровичу
Исх. № 13156/40 от 10.08.2009 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ о снятии ККТ с учета
ООО «Компания» ведет деятельность, которая переведена на уплату ЕНВД. На основании пункта 2.1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ при наличных расчетах вместо кассовых чеков будет выдавать по требованию покупателей товарные чеки. В связи с этим прошу снять с учета кассовую машину (одна штука): модель: ОРИОН-200К, заводской номер: 0092512, год выпуска: 2007 год, номер паспорта: КМ-985611.
Адрес установки: 120678, Московская обл., г. Ногинск, ул. Торговая, д. 5.
Как избавиться от кассы на практике В законе прямо не указано, что должен делать «вмененщик», который решил не использовать ККТ. Но, по мнению представителей ФНС России, алгоритм таков: сначала предприниматель подает заявление в инспекцию о снятии с учета ККТ. И только в тот момент, когда приходит ответ налоговиков, считается, что плательщик ЕНВД отказался от ККТ. Читать далее здесь
Новый закон позволяет плательщикам ЕНВД не использовать контрольно-кассовую технику. В Подмосковье уже появились пионеры, которые воспользовались этим правом. Давайте разберемся, кому из «вмененщиков» стоит убрать кассы и как это сделать.
Как нам рассказали в нескольких центрах технического обслуживания (ЦТО) ККТ, уже есть предприниматели, которые расторгли свои договоры, то есть отказались от касс. В среднем в день в отдельный ЦТО поступает по 3—4 подобных заявления. Напомним, не использовать ККТ «вмененщикам» позволяет пункт 2.1 статьи 2 новой редакции Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».
На сегодняшний день в новом законе есть некоторые неясности, потому и не происходит повального перехода плательщиков ЕНВД на работу без касс. Итак, поговорим, как работает новый порядок.
Как избавиться от кассы на практике
В законе прямо не указано, что должен делать «вмененщик», который решил не использовать ККТ. Но, по мнению представителей ФНС России, алгоритм таков: сначала предприниматель подает заявление в инспекцию о снятии с учета ККТ. И только в тот момент, когда приходит ответ налоговиков, считается, что плательщик ЕНВД отказался от ККТ.
Такой предприниматель обязан по требованию покупателей или заказчиков выдавать им вместо чека иной документ, подтверждающий факт продажи товара или оказания услуги. Реквизиты, которые должен содержать такой документ, приведены в пункте 2.1 статьи 2 Закона о ККТ. К примеру, это ИНН налогоплательщика, а также наименование и количество приобретенных товаров, подпись продавца (подробнее читайте «Главбух» № 15, стр. 22). Впрочем, на практике с этим не все так просто.
Какие проблемы возникают у плательщиков ЕНВД с подтверждающим документом.
Подтверждающий документ — это не бланк строгой отчетности. Печать также не является его обязательным реквизитом. Другими словами, речь идет просто о бумаге, где продавец от руки пишет количество товара и другие необходимые данные. При этом нет второго экземпляра, который плательщик обязан был бы хранить у себя. По большому счету покупателю, в случае если у него возникнут претензии, вообще нет возможности подтвердить, что товар был куплен именно здесь. Ведь подписи продавца для решения спора явно будет недостаточно.
Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:
— Сейчас к нам в министерство приходит очень много вопросов от плательщиков ЕНВД Московской области по поводу отмены ККТ. Например, как быть, если сотрудник компании, совершив покупку, вместо кассового чека принесет подтверждающий документ, указанный в Федеральном законе от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ? Будут ли принимать их бухгалтеры организаций? На мой взгляд, в этом вопросе пока существует неопределенность, так как для этих документов не предусмотрена даже печать. И в налоговом учете сложно будет подтвердить расход. В то же время, если инспекторы станут принимать такие документы, появится богатая почва для злоупотреблений со стороны компаний: что помешает им напечатать множество «бумаг» на несуществующие расходы?
Другая ситуация: допустим, покупатель недоволен качеством товара и желает вернуть его либо заменить. Если продавец заявит, что ничего ему не продавал, никто не сможет доказать обратное. Свидетельские показания в данном случае будут приниматься по желанию продавца или только в суде. Поэтому я не исключаю ситуацию, что появятся нормативные акты дополнительно к закону, определяющие статус подтверждающих документов и предъявляющие к ним более строгие требования. Возможно, такие же, как к бланкам строгой отчетности.
Если же чиновники сделают подтверждающие документы аналогами БСО, затраты на их изготовление будут сопоставимы со стоимостью кассы.
На наш взгляд, спорных ситуаций можно избежать только в одном случае: если выдавать покупателям товарный чек или квитанцию с печатью налогоплательщика. При наличии печати на документе у второй стороны не должно быть проблем.
Можно ли использовать снятую с учета кассу для собственных нужд.
Другой вопрос, который возникает у плательщиков ЕНВД в Подмосковье: а можно ли использовать кассу, снятую с учета, для собственных нужд? Например, для контроля над продавцами. Чиновники ФНС утверждают, что такая возможность есть. То есть «вмененщик» снимает кассу с учета в налоговой, но фактически продолжает ею пользоваться. Разница в том, что теперь инспекторы не вправе оштрафовать его, если тот не пробьет кассовый чек.
Яков Хомец, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса:
— «Вмененщики» могут использовать снятую с учета кассовую технику для удобства учета или для контроля над сотрудниками, которые принимают денежные средства. В этом случае налоговые инспекторы не будут проверять применение такой ККТ. Но при этом не нужно забывать, что кассовый чек, выданный снятым с учета аппаратом, не является подтверждающим документом.
В том случае, если «вмененщик», который пользуется снятой с учета кассой, не выдаст подтверждающий документ по требованию покупателя, и инспекторы это зафиксируют, его ждет штраф.
Поговорим о том, что значит применять ККТ «для себя». Самым дорогим в кассе является блок ЭКЛЗ (электронная контрольная лента защищенная), то есть специальное средство, которое не позволяет вносить изменения в фискальную память. Цена ленты в Москве начинается от 7500 руб. Меняют ее примерно раз в год. В настоящий момент аппараты без спецзащиты исключены из госреестра касс и использовать их нельзя за исключением ряда старых моделей*. Активация блока ЭКЛЗ происходит после того, как касса поставлена на учет в налоговую инспекцию. Когда аппарат снимают с учета, лента блокируется. Таким образом, сняв аппарат с учета, «вмененщик» может пользоваться им дальше, но не тратя деньги на дорогостоящую ЭКЛЗ.
* Можно использовать кассовый аппарат, который сейчас исключен из госреестра, при условии, что у него не истек нормативный срок амортизации – семь лет. Делать это позволяет пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Александр Васильев, генеральный директор ООО «Авангард сервис ККМ»:
— Сняв с учета кассовый аппарат и вынув оттуда блок ЭКЛЗ, предприниматель может дальше пользоваться кассой: во-первых, как калькулятором и принтером для печати чеков; во-вторых, если он подключит фискальную память, то сможет контролировать работу продавцов. Фискальная память считается не такой надежной защитой, как ЭКЛЗ, но для внутренних нужд вполне подойдет.
Кто из «вмененщиков» откажется от ККТ
Некоторым налогоплательщикам новые поправки явно не понравятся. Например, тем, кто продает продукты питания и другие товары, которые обычно закупаются массово: вряд ли кого-то воодушевит перспектива от руки выписать чек с длинным перечнем наименований. Другое дело, скажем, одежда или услуги автосервиса: там отказ от ККТ вполне рационален, поскольку продукт «штучный» и на него вполне можно выписать товарный чек.
Отдельно нужно сказать несколько слов о тех налогоплательщиках, которые совмещают ЕНВД с «упрощенкой». Как пояснили нам в Минфине России, они обязаны пользоваться кассой только при операциях, которые совершаются на упрощенной системе. А в рамках ЕНВД они вправе выписывать подтверждающие документы.
Здесь, конечно, возникает следующий вопрос. Согласно пункту 7 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, такие налогоплательщики должны вести раздельный учет. И делить затраты пропорционально доходам. Если речь идет об организации, то данные по выручке в рамках ЕНВД она может взять из бухучета. А вот индивидуальные предприниматели, как признали в Минфине России, будут высчитывать доходы по ЕНВД, основываясь только на собственных записях (подробнее читайте «Главбух» № 17, 2009).
Меньше повезло «вмененщикам», которые торгуют крепким алкоголем. Хотя о том, что они обязаны применять кассы, в новой редакции Закона о ККТ нет ни слова, по мнению чиновников, это так. Поскольку в отношении таких продавцов действует другая норма — пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171ФЗ. Причем выбивать чек они должны при продаже не только спиртных напитков, но и любых других товаров в данном магазине. По крайней мере такова официальная позиция чиновников.
Впрочем, абсолютно очевидно, что такой подход ущемляет интересы продавцов алкоголя. Ведь распространены ситуации, когда в одном магазине есть два отдела: в одном продают спиртные напитки, в другом — прочие товары. В каждом отделе стоит своя касса. Логичнее оставить аппарат только в алкогольном. Но, как уже было сказано, в Минфине России в настоящий момент против такого подхода. И свою позицию «вмененщику», который откажется от одной из касс, придется отстаивать в суде.
Каким образом налоговики будут проверять выдачу подтверждающих документов
Налоговики утверждают, что в их проверках ничего не изменится: раньше они контролировали, выбивает ли продавец кассовый чек, теперь — выдает ли подтверждающий документ.
Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:
— Невыдача подтверждающего документа приравнивается к неприменению контрольно-кассовой техники. Значит, проверяющие органы вправе оштрафовать продавца по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. За нарушение компанию могут оштрафовать на сумму до 40 000 руб., а должностное лицо — до 4000 руб.
Спорным остается вопрос, каким образом налоговики могут проводить свои проверки. Обычно инспекторы под видом обычных покупателей приобретают товар, а затем, если есть нарушение, фиксируют его в протоколе. Однако в последнее время арбитражная практика доказывает незаконность такого метода.
Ведь, по сути, речь идет о проверочной закупке, то есть об оперативно-розыскном мероприятии. А согласно статье 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», налоговики не входят в число тех, кто вправе их проводить. Потому и результаты проверочной закупки не могут быть основанием для штрафа. Такой вывод, например, делается в постановлении Президиума ВАС РФ от 16 июня 2009 г. № 1000/09. В кассации Московского округа эту позицию разделяют: в постановлении ФАС от 16 июля 2009 г. № КА-А40/6229-09, от 14 июля 2009 г. № КА-А41/6240-09, от 3 июля 2009 г. № КА-А40/5968-09. Впрочем, судьи придерживаются такого мнения: если налоговики приходят одни, то их действия незаконны. А если совместно с милицией, то проверочная закупка может быть осуществлена.
Впрочем, инспекторы в Подмосковье в любом случае не собираются отказываться от такого метода. Они понимают, что не каждая оштрафованная ими компания пойдет в суд. А доказывать нарушение при помощи свидетеля, который фактически и произвел закупку, дело хлопотное. Равно как и договориться о совместных рейдах с милицией.
Анатолий Кленовский, начальник отдела сферы услуг Министерства потребительского рынка и услуг Московской области:
— Насколько мне известно, налоговые органы в Московской области по-прежнему активно практикуют проверочные закупки, именно проверочные, а не контрольные. По сути это единственный способ проверить, применяет ли продавец ККТ, либо — как будет сейчас — выдает ли он по требованию подтверждающий оплату товара документ.
Другой вариант — находиться в магазине и наблюдать, выдает ли чек продавец другим покупателям. Но на практике он мало реален. Ни один покупатель не захочет быть свидетелем — «помочь» оштрафовать компанию да еще оставить свои паспортные данные в протоколе, а потом при необходимости подтвердить нарушение в налоговом органе при наложении штрафа или в суде. Добровольцев, которые готовы просто так тратить свое время, нет.
Таким образом, если говорить о проверках налоговиков, то принципиальной разницы — снял или нет «вмененщик» кассу с учета — нет. В любом случае, если продавец допустит нарушение, инспекторы попытаются его оштрафовать.
Во сколько обходится содержание ККТ
Мы решили подсчитать, какую сумму потенциально сэкономит «вмененщик», отказавшись от кассы. Для примера взяли довольно простой аппарат «Элвес-Микро-К», который знаком многим плательщикам ЕНВД.
Покупка: 14 500 руб.
Обслуживание: 7788 руб. в год
Договор на техническое обслуживание заключается обычно на срок от трех месяцев. Стоимость месячного обслуживания составляет 649 руб.
Замена ЭКЛЗ: 7906 руб. (со следующего года)
Срок действия ЭКЛЗ, стоящей на новом аппарате, составляет не более 13 месяцев с момента регистрации кассы. Потом ее необходимо заменить.
Услуга по регистрации кассы в налоговой инспекции: 6000 руб
Уточним: данная трата не является обязательной. Эта услуга для тех, кто не желает принимать никакого личного участия в регистрации. В таком случае сервисный центр возьмет все хлопоты на себя. Займет процедура 2—3 дня. Если же покупатель кассы намерен поставить ее на учет самостоятельно, то сервисный центр пришлет на подмогу специалиста, который поможет разобраться в тонкостях регистрации.
Голограмма «Сервисное обслуживание»: 224 руб. 20 коп. (со следующего года) Голограмма меняется ежегодно.
Итого Не считая постоянных трат на кассовую ленту (порядка 20 рублей за рулон), расходы на покупку и содержание кассы в первый год после покупки обойдутся в 28 288 рублей. За каждый последующий год они составят 15 918 рублей 20 копеек.
Порядок прекращения деятельности индивидуального предпринимателя.
Компания ГАРАНТ
Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация, при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (далее - ИП) в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности, осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов: - подписанного заявителем заявления по форме N Р26001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439; - документа об уплате государственной пошлины; - документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о регистрации.
Необходимо учитывать, что в силу п. 9 ст. 243 НК РФ либо п. 8 ст. 244 НК РФ в случае прекращения деятельности в качестве ИП до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи указанного заявления включительно.
В соответствии же с п. 24 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ, утвержденного постановлением ФСС РФ от 23.03.2004 N 27 (далее - Порядок), в случае увольнения работников (а при прекращении ИП деятельности трудовые договоры с работниками расторгаются по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и окончания срока действия гражданско-правовых договоров, заключенных ИП с другими физическими лицами (что также происходит при прекращении предпринимательской деятельности), предприниматель снимается с учета в качестве страхователя в органах ФСС РФ. Обязательное условие для снятия с учета - отсутствие задолженности по обязательным платежам в ФСС РФ.
ИП снимается с учета на основании заявления, направляемого в региональное отделение ФСС РФ (его филиал). К заявлению о снятии с учета прилагаются: -первый экземпляр извещения о регистрации в качестве страхователя; -заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих в соответствии с законодательством РФ наступление обстоятельств, являющихся причиной снятия с учета (п. 25 Порядка).
Необходимо отметить, что согласно п. 26 Порядка до принятия решения о снятии страхователя с учета региональное отделение Фонда: -проводит, при необходимости, выездную проверку страхователя; -в установленном порядке принимает меры по взысканию (погашению) задолженности страхователя в соответствии с законодательством РФ.
В отношении необходимости публикации в СМИ сообщения о прекращении физическим лицом деятельности ИП следует отметить, что ни ГК РФ, ни Законом о регистрации в этом случае не предусмотрена обязанность по размещению в средствах массовой информации соответствующего сообщения.
Такая обязанность, согласно ст. 60, ст. 63 ГК РФ, возложена исключительно на организации в случаях их ликвидации (реорганизации), а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Также следует учитывать, что наличие у ИП задолженности по налогам не может являться для регистрирующего органа основанием для отказа в государственной регистрации прекращения индивидуальной деятельности (постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 12.03.2007 N А38-2471-4/278-2006).
Согласно п. 8 ст. 22.3, п. 1 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация, при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП, осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
В силу п. 9 ст. 22.3 Закона о регистрации государственная регистрация физического лица в качестве ИП утрачивает силу в связи с принятием данным лицом решения о прекращении предпринимательской деятельности после внесения об этом записи в ЕГРИП.
В соответствии с п.п. 6-12 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630, при внесении в государственный реестр записи о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП данной записи присваивается государственный регистрационный номер и указывается дата ее внесения, при этом основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
В отношении обязательности проведения выездной налоговой проверки налоговым органом при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП следует отметить, что по смыслу п.
11 ст. 89 НК РФ налоговому органу предоставлено право, а не обязанность проведения выездной налоговой проверки в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика. Обязанность налогового органа проводить выездную налоговую проверку при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП Налоговым кодексом РФ не предусмотрена. В то же время следует отметить, что налоговые органы вправе производить камеральные и выездные налоговые проверки ИП после прекращения ими деятельности в качестве ИП.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Котыло Игорь, Кузьмина Анна