Если кассовый чек пробит, но не выдан покупателю, штрафа не должно быть. Административная ответственность за невыдачу пробитого кассового чека не предусмотрена. К такому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 13.01.10 № А33-12633/2009). В ходе проверки соблюдения аптекой требований Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ*, налоговики обнаружили, что продавец выдала покупателю товар (гематоген), но не отдала пробитый кассовый чек. На этом основании проверяющие решили привлечь компанию к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за неприменение ККТ (штраф составил 30 тыс. руб.). Однако компания не стала добровольно отдавать деньги, обратилась в суд и выиграла процесс. Судьи ФАС не обнаружили состава административного правонарушения. Из показаний продавца следовало, что она применяла ККТ при продаже гематогена. А налоговики не смогли доказать, что чек был пробит за другой товар. Арбитры напомнили, что под неприменением ККТ понимаются следующие нарушения (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.03 № 16): — фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата; — использование кассовой техники, не зарегистрированной в инспекции и не включенной в госреестр; — применение ККТ без фискальной памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком памяти; — использование техники, у которой пломба отсутствует или имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; — пробитие чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем. Поскольку в этом списке нет такого нарушения, как невыдача пробитого чека, ФАС признал штраф незаконным. Заметим, что судьи не видят оснований для привлечения компаний к ответственности и в том случае, если чек был выдан не в момент продажи, а после начала проверки (постановление ФАС Дальневосточного округа постановление от 14.10.09 № Ф03-5201/2009). * «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Источник. Бухгалтерия онлайн. 11.02.2010г.
Применение ККТ: налоговые проверки. Вынося постановления о привлечении организаций к административной ответственности за несоблюдение законодательства о применении кассовой техники, налоговые органы не всегда действуют правомерно. Об этом свидетельствуют многочисленные судебные споры. Контрольные закупки. Как показывает практика, много нарушений проверяющие инспекторы допускают на этапе сбора доказательств, подтверждающих, что организация или индивидуальный предприниматель неприменяют ККТ. И в данной связи наиболее острым является вопрос о том, могут ли налоговики проводить так называемые контрольные (проверочные) закупки. Еще совсем недавно многие арбитражные суды исходили из того, что закупки, осуществляемые контролерами в ходе проверочных мероприятий, совершенно обоснованны. Предпосылки для изменения позиции судей возникли после того, как Президиум ВАС РФ принял постановление от 2 сентября 2008 г . № 3125/08. В нем арбитры указали, что в силу Федерального закона от 12 августа 1995 г . № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проверочную закупку как оперативно-розыскное мероприятие могут проводить полномочные органы. А, как следует из статьи 13 этого Закона, налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Значит, доказательства, которые они получили в ходе контрольной закупки (то есть с нарушением установленного порядка), не должны приниматься во внимание (ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). После этого такую же позицию стали поддерживать и нижестоящие суды (см., к примеру, постановление ФАС Московского округа от 7 мая 2009 г . № КА-А41/3510-09). Иначе говоря, арбитражные судьи стали исходить из того, что налоговики не могут осуществлять контрольные закупки (при которых они сначала приобретают что-либо у проверяемых, а если есть нарушения, то фиксируют их). Однако, как оказалось, точку в этом вопросе ставить пока что рано. В этой связи весьма показательна позиция, занятая Верхов-ным судом РФ (постановление от 24 июля 2009 г . № 46-АД09-1). Верховные судьи пришли к выводу, что из положений Закона № 144-ФЗ (ст. 1, 2, 6, 7) следует, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся в целях выявления, предупреждения и пресечения только уголовных, а не административных правонарушений. Поэтому, по их мнению, Закон № 144-ФЗ не запрещает налоговикам осуществлять контрольные закупки. Нельзя исключать, что данный прецедент будет охотно взят на вооружение налоговыми органами, которые станут активнее привлекать к ответственности руководителей проверяемых организаций. Учтите: статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и должностных лиц. Нарушения при применении кассовой техники. Рассмотрим, за какие нарушения налоговые органы довольно часто незаконно штрафуют организации. НЕТ КАРТОЧКИ РЕГИСТРАЦИИ КАССЫ. Согласно статье 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г . № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...», контрольно-кассовая техника должна быть зарегистрирована в инспекции по месту учета налогоплательщика. При этом в соответствии с пунктом 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г . № 470) налоговый орган одновременно с регистрацией кассового аппарата выдает пользователю карточку его регистрации. И если в ходе проверки окажется, что у торговой организации нет такой карточки, контролеры обычно за это штрафуют. Однако если контрольно-кассовая машина зарегистрирована в налоговой инспекции, что подтверждается журналом кассира-операциониста, опечатанным и подписанным инспектором, актом выездной налоговой проверки и договором о принятии ККТ на техническое обслуживание, оштрафовать организацию за отсутствие карточки нельзя. Ведь статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусматривает ответственности за отсутствие регистрационной карточки ККТ, если есть доказательства, что контрольно-кассовая машина зарегистрирована в установленном порядке. К такому выводу пришел ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 30 марта 2009 г . № А32-23199/2008-12/ 212-41АЖ. В ЧЕКЕ НЕ УКАЗАНО НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность организаций и предпринимателей за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины. Что считать неприменением кассы, разъяснено в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г . № 16. Это случаи, когда: 1) не используется контрольно-кассовый аппарат; 2) используется техника, не зарегистрированная в налоговых органах; 3) используется контрольно-кассовая машина, не включенная в государственный реестр; 4) используется контрольно-кассовая машина без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или машина с вышедшим из строя блоком фискальной памяти; 5) используется контрольно-кассовая техника, у которой пломба отсутствует либо имеет повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти; 6) пробит кассовый чек с указанием меньшей суммы, чем та, которая уплачена покупателем (клиентом) . Выдача кассового чека, не содержащего наименование торговой организации, не может быть квалифицирована как неприменение контрольно-кассовой техники. К такому выводу пришел ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 29 апреля 2009 г . № А32-14822/2008-66/264-60АЖ-45/249-46АЖ. НОВЫЕ ВИДЫ НАРУШЕНИЙ. С 1 января 2010 года статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях дополнена частью 2, которая устанавливает штрафы за применение контрольно-кассовой техники, не соответствующей установленным требованиям либо используемой с нарушением установленного законодательством порядка и условий регистрации и применения. Штраф за это правонарушение составляет: для должностных лиц – от 3000 до 4000 руб.; для юридических лиц – от 30 000 до 40 000 руб. Отметим, что такие же штрафы взыскиваются, если касса отсутствует либо покупателю не выдан кассовый чек. Обращения в суд . Организации и предприниматели, намеренные обжаловать в арбитражном суде решение контролеров о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должны внимательно подойти к составлению своего заявления. В нем нужно указать, в чем, по их мнению, заключаются нарушения, допущенные налоговыми инспекторами при проверке соблюдения законодательства о контрольно-кассовой технике, а также при рассмотрении дела об административном правонарушении. Такими нарушениями могут быть ошибки при составлении актов, протоколов, постановлений о привлечении к административной ответственности, отсутствие извещений законных представителей организаций и индивидуальных предпринимателей о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Особое внимание необходимо обращать на сроки привлечения к административной ответственности. Учтите, что постановление по делу о нарушениях законодательства по применению ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения. Такой срок установлен статьей 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Пропустив этот срок, налоговики не смогут оштрафовать фирму, даже если она вообще не применяет кассу. Такое постановление вынес, к примеру, ФАС Северо-Кавказского округа от 13 февраля 2009 г . № А53-15593/2008-С4-4. Журнал «Учет в торговле» № 1, январь 2010 г. Звоненко Д. П., юрист Источник. 27.01.2010 г. Новые штрафы за нарушения использования ККТ. Журнал "Учет в туристической деятельности" № 1/2010 Абош И. Н., аудитор С 1 января 2010 года вступила в силу часть 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает штрафы за эксплуатацию контрольно-кассовой техники, не отвечающей установленным требованиям либо используемой с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения. В том числе за отсутствие на ККТ знака «Сервисное обслуживание» или несоответствие выставленного на ККТ времени реальному. Наша статья поможет вам избежать этих штрафов. РЕГИСТРИРУЕМ КАССОВУЮ ТЕХНИКУ. Чтобы зарегистрировать кассовую технику в налоговой инспекции, турфирма должна представить туда пакет документов, перечень которых приведен в статье 27 Административного регламента по регистрации контрольно-кассовой техники (утвержден приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. № 19н). Вот он: -1) заявление по форме, приведенной в приложении № 1 к приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152@; - 2) паспорт контрольно-кассовой техники; - 3) договор о технической поддержке ККТ, заключенный с ее поставщиком или центром технического обслуживания. Приняв документы, инспектор ставит на заявлении свою подпись, печать инспекции, после чего заносит данные в компьютерную систему. Если документы не приняли. В этом случае турфирма может подать жалобу. На сотрудников территориальной инспекции жалоба подается в ФНС, а на сотрудников Федеральной налоговой службы – в Минфин России. Жалобу должны рассмотреть в течение 30 дней, после чего чиновники примут решение либо об удовлетворении требований владельцев ККТ, либо об отказе. Информацию о неправильных действиях инспекторов можно оставить на сайте ИФНС, в которой налогоплательщик состоит на учете. Чтобы не стоять в очередях, документы на регистрацию кассы можно направить в налоговую инспекцию по почте. В этом случае контролеры зарегистрируют документы не позднее рабочего дня, следующего за днем получения корреспонденции. Но независимо от того, как представлены документы в налоговую инспекцию (лично работниками турфирмы или по почте), инспекторы в течение пяти рабочих дней изучат документы и по телефону назначат время и место осмотра кассового аппарата. При осмотре будет проверена целостность корпуса кассы и наличие на ней знаков «Государственный реестр», «Сервисное обслуживание» и идентификационного знака с наименованием модели и заводским номером. Штраф за нарушение эксплуатации кассы для должностных лиц турфирмы составляет от 3000 до 4000 руб., для самой турфирмы – от 30 000 до 40 000 руб. Во время осмотра инспектор пробьет чек на 1 рубль 11 копеек и снимет Z-отчет. По окончании осмотра инспектор составит акт, внесет запись в книгу учета ККТ и сделает отметку в паспорте кассовой машины. После этого турфирме выдадут карточку регистрации, которую нужно хранить до конца срока эксплуатации кассового аппарата и предъявлять проверяющим инспекторам по их требованию. КОГДА В РЕГИСТРАЦИИ ОТКАЖУТ? Причин для этого может быть несколько. Во-первых, если турфирма представит неполный пакет необходимых документов или неверно их оформит. Правда, в этом случае, принимая документы на регистрацию кассы, инспекторы вначале должны указать на то, что нужно исправить. Во-вторых, отказать в регистрации ККТ могут, если, к примеру, для регистрации представлена модель ККМ, не включенная в государственный реестр; если она полностью самортизирована; если обнаружены неисправности ККТ; если отсутствуют средства визуального контроля. Наконец, не зарегистрируют кассу, находящуюся в розыске, или технику, которая печатает чеки в нефискальном режиме. ПЕРЕРЕГИСТРАЦИЯ КАССОВОЙ ТЕХНИКИ. Чтобы перерегистрировать кассу в налоговой инспекции, турфирма должна представить следующие документы (п. 28 Регламента): - 1) заявление о перерегистрации; - 2) паспорт контрольно-кассовой техники; - 3) карточку ее регистрации. Минфин России в письме от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-406 также напомнил приведенный нами перечень документов, необходимых для перерегистрации кассы. Получив документы, налоговые инспекторы снимут Z-отчет за весь период эксплуатации машины, составят акт и сделают соответствующую отметку в карточке регистрации контрольно-кассовой техники. Источник. 28 декабря 2009 г. Статьи о кассах и работе без касс на "вмененке" . kliknet.ucoz.ru
|